Официальный сайт городского округа - город Камышин Волгоградской области
Открытый Бюджет для Граждан
Новостной календарь
«    Ноябрь 2010    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Популярные статьи
  • - Киноафиша с 21 по 27 марта
  • - Реестр объектов муниципальной собственности городского округа - город Камышин
  • - Реестр свободных нежилых помещений муниципального фонда по состоянию на 14 марта 2024 года
  • - Праздник «Широкая Масленица»
  • - на 01.03.2024 год
  • - Основные положения
  • - Перечень объектов муниципального имущества выставленных на торги
  • - Решения об условиях приватизации муниципального имущества
  • - Отчёт Главы городского округа – город Камышин о результатах деятельности Администрации за 2023 год
  • - В Камышине вручили Ордена Мужества
  • Облако тэгов
    Камышин Сталинград администрация акценты битва бюджет ветеран видео день дети документ дума заседание комиссия конкурс коррупция молодежь музей новости отчет пенсия пожар постановление праздник пристав проверка программа проект распоряжение регламент решение семинар соревнования спорт текстильщик фонд футбол школа штраф ярмарка
    Вход для редакторов
     


    Сайт AdmKamyshin.info - Победитель конкурса web-сайтов Интерактивный бизнес Волгоградской области - 2011

    » » » Последнее лето Павла Лефтора
    Последнее лето Павла Лефтора Сфера культуры / Новости культуры

         Павел Георгиевич ЛефторК годовщине со дня смерти художника

     

         Оно не было таким аномально жарким, как нынешнее, это лето 2009-го… В нем не увядали без живительных дождей сады, не горели  страшным неугасимым  пламенем леса и дома. Но тогда неумолимо догорала жизнь нашего земляка, веселого, доброго, неуемного человека,  художника Павла Георгиевича Лефтора.

         Только он еще об этом не знал.

     

    Исповедь

       В свое последнее лето Лефтор, по своему обыкновению, много шутил, общался с друзьями, холил свою большую в 15 соток дачу, рыбачил на Волге и,  конечно же, писал картины.  Гобелены, которые ткал профессионально и с выдумкой, художник  забросил давно: здоровье  пошаливало, силы стали не те…       

       За летом пришла золотисто - алая осень. Но о ней говорить и вспоминать мне не хочется: для моего старшего друга  Лефтора она стала тяжелым испытанием, полем жесткой схватки человека со смертельной болезнью. Ведь 23 ноября  2009 года Павла Георгиевича не  стало. Ему только исполнилось семьдесят.

    Последние дни  своего пламенного бытия  на нашей грешной Земле энергетически мощный Лефтор жил подготовкой к  юбилейной выставке в городской художественной галерее, научным сотрудником которой я в то время была.  И хотя не верил, не думал,  не соглашался с тем,  что болезнь так серьезна,  сказал мне однажды: «Ты не пугайся, но  я хочу назвать  выставку «Исповедь». Пришло время исповедаться перед зрителем во всех «грехах»  своей долгой творческой жизни». «Исповедь» состоялась. Он покинул этот мир с чувством выполненного долга.

    Ящерка

    О, эта дача! Кто из друзей и знакомых Павла Георгиевича не знал, - «мы говорим  дача – подразумеваем Лефтор»?  Основательная, в два этажа, на высоком речном  берегу, она была его выстраданным детищем. Он «растил» его для того, чтобы большую часть года жить «с видом на Волгу», спускаться  с ее крутого правого «бока» на простор волны, ловить рыбу и просто «впечатляться» величием природы.  А потом… С тяжелой поклажей, - надувной лодкой, снастями и  огромными  карпами, которые позже, засоленные и высушенные под навесом на дачном дворике, будут щедро раздарены всем, кого он любит, подниматься наверх, туда, где его ждут мольберт и кисти, а главное – цветы, им самим выращенные, наполняющие особым вдохновением, цветы,  без которых  Лефтор не был бы самим собой.   Многочисленные «портреты»  пионов, лилий, незабудок и ирисов  каждый летний сезон украшали стены его мастерской на втором этаже дачи в ожидании, пока наступит  пора «переезда» в выставочные залы  художественной галереи или  зимнее «хранилище» - городскую квартиру художника.

    Последнее лето Павла Лефтора

    Но  «философ по жизни», Лефтор  никогда не воспринимал окружающий мир незатейливо просто. Это не про него. У него философия рождалась даже при виде перламутровой ящерки, найденной на любимом спуске к Волге. «А как же! -  восклицал он. – Иду, а она лежит, мертвая, с царапинами (наверное, птицы или коты местные потрепали), но такая красивая! Я поднял ее, положил на камень и стал рисовать! На картине она живая, приподнялась  перед аллегорическими волнами, накатывающимися на нее. Это беда. Я все думаю, что же ящерка чувствовала перед лицом надвигающейся смерти?» 

    Щеглы

     

       Откровения художника часто рождались в ходе нашего общения с Лефтором у него на даче тем самым летом 2009-го...  Обычно накануне рано утром (Павел Георгиевич  «часов не наблюдал»), узнаваемый с «картавинкой» голос  в телефонной трубке бодро произносил: «Привет! Тебе вишня нужна? Тогда дуй ко мне на дачу и рви сама, сколько хочешь! Мне некогда, да и чувствую себя сегодня что-то не очень… Ну, это пройдет! Приезжай, поболтаем!»  Рвали вишню, а потом болтали, сидя на скамеечке у входа в дом под щебетание щеглов в клетках, - они, как и их хозяин, «летовали» на даче, а зимовали в городской квартире.  Этих щеглов тоже не миновала «участь» героев летучей философской мысли  хозяина. Они стали персонажами  его  картины «Любители и ценители» (жизни, красоты…).  Лефтор разместил  птиц в  центре действия, а внизу полотна  «притаил» раков. Разве я могла подумать, что ответ на свой запоздалый вопрос: «так кто же любители, а кто ценители?» я получу от Павла Георгиевича в больничной палате, после того, как почти неслышный голос Лефтора  прошептал в трубку: «Завтра операция, а после нее зайди, я тебя жду! Расскажешь мне, что новенького в галерее»?! Последнее пояснение, что я услышала от Лефтора: ценители красоты – щеглы! А раки – любители… Больше в разговоре мы «не встречались». Стоял тот самый ноябрь.

    Последнее лето Павла Лефтора

    Мастерская

    Но я сейчас в прошлогоднем  июле,  и Лефтор  спешит провести для меня экскурсию по своей дачной жизни. Обложенные  цветной мозаикой  стены дома, - цветы и бабочки, - лестница, ведущая на второй этаж. «Поднимайся, поднимайся!» - зовет Павел Георгиевич, тут у меня мастерская.  А вообще моя мастерская – это все, что вокруг». Его широкий жест понятен и прост. «У меня и картина такая есть: эта лестница, простор Волги и мой портрет, понимаешь, тут же валяется… «Мастерская»  так и называется». Я не удивляюсь. Понимаю, - философия души художника непостижима.

    Последнее лето Павла Лефтора

    Наверху – цветы и… пейзажи родного города. Лефтор любит Камышин и его историю. Вот и на свою юбилейную выставку собирается представить картины, на  которых и старый островок в бухте Камышинки, и половецкий набег…  На кровати, что под окном, на тканевом одеяле незаконченная картина «Караван», а рядом  «Старая Набережная»… «Видишь, пишу, я без работы не могу!» - поясняет Павел Георгиевич. «А пошли теперь на Волгу сходим!»  На берегу,  Павел Георгиевич  зачерпывает ладонями воду и умывается, - жарковато! Вон там рыбу ловлю (его рука указывает на середину реки), а вот возвращаться с рыбалки мне стало трудно: слабость какая-то. А когда ветер, то вместе с надувной лодкой  так «мотыляет»!» Я ему верю: спуск к Волге  крут, а подъем, как известно, еще круче! «Ну, пошли обедать!».

    Голос из прошлого

     

    Супчик у Павла Георгиевича получился на славу! Уже за едой Лефтор вспоминает о  своей работе в художественной мастерской Камышинского хлопчатобумажного комбината,  кружке во Дворце культуры «Текстильщик»… «Хорошее времечко было! Я молодой был, сильный, подвижный. Интересовался буквально всем! Но… что зря вспоминать! Я теперь только о выставке своей  юбилейной думаю. Хочу все, что за годы работы накопилось показать: и гобелены, и чеканку, и картины. Мне одного зала мало будет! А еще надеюсь, что выйдет в свет мой альбом, - это моя сокровенная мечта!».

    Тогда он еще не придумал название выставки. Оно родилось осенью, как и мое стихотворение – посвящение Павлу Лефтору, в котором он исправил только одно слово. Я написала «Щедрому сердцу пламя», а он сказал: «Исправь «пламя» на «память». Я исправила. Он  очень хотел, чтобы его помнили!

    Последнее лето Павла Лефтора

         …Прошел год без Лефтора. Вечер. Я слушаю аудиозапись одного  нашего разговора.  Узнаваемый голос с «картавинкой»  говорит мне: «Понимаешь, мы все пытаемся вырваться из круговерти быта. А я взял в своей картине  (прим. М.К. - «Реквием») и поломал стены, потолок, открыл пространство, освободил  душу». Понимаю.

         Сын изумленно заглядывает в комнату: «Это же Лефтор! Откуда?!»  Я отвечаю: «Из прошлого. Из своего последнего лета». А про  себя думаю: «Разве может умереть художник, когда живут его работы?» А они живут в уютных залах городской галереи,  в офисах и квартирах, в Камышине и за его пределами. Можно подойти к  любой  из них и тихо сказать: «Ну, здравствуй, Лефтор!». Услышит! Он сам говорил мне об этом!

    Марина Караваева

     

         ИСПОВЕДЬ

     

    Исповедь – это птица, взмывшая в никуда

    Ей суждено родиться, если пришла беда.

    Если пришло прозренье, время вести итог.

    Горькое вдохновенье, - так повелел нам Бог.

     

    Исповедь – это радость, что, наконец, сумел

    Сделать все то, что прочил, - целую кучу дел:

    Дом у реки построил, сына родил…  И все ж.

    Как замирает сердце,  как пробирает дрожь,

     

    Если цветет рябина, если плывет закат! –

    Значит, придет картина, значит, ты будешь рад!

    Жжет одиночества пламя. Но ты же не одинок!

    Щедрому сердцу – память. Так повелел нам Бог.   

     
         
      Яндекс цитирования © 2005-2024 Администрация городского округа - город Камышин
    При цитировании информации ссылка на Официальный сайт Администрации городского округа - город Камышин обязательна
    ВКонтакте  Одноклассники  Телеграм  Viber  Яндекс.Метрика